РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДО
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО · овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим), · обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы) · развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения) · развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия) · знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей) · формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи) |
|
Основные направления работы по развитию речи детей
1.Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. 2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения. 3. Формирование грамматического строя: -Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам). -Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений). -Словообразование. 4. Развитие связной речи: -Диалогическая (разговорная) речь. -Монологическая речь (рассказывание) 5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову. |
|
Методы развитияречи
1.Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии). Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам). 2.Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. 3.Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. |
|
РАБОТА ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2 - 3 года) |
- Консультация для родителей "Речевое развитие детей 2-3 лет".
-Занятие №1 "Растения" - Занятие №2 "Весна". - Занятие №3 "Фрукты". - Занятие №4 "Игрушки". - Занятие №5 "Лето". - ЛЕТО. Занятие №6. "Наш друг Светофор!". - ЛЕТО. Занятие №7. "Берегите природу".
- Игры по речевому развитию.
|
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ( 3 - 4 года) |
-Консультация для родителей "Пальчиковые игры".
-Чтение художественной литературы №1. - Чтение художественной литературы №2. - Чтение художественной литературы №3.
- Занятие по развитию речи №1 "Про толстого жука". - Занятие по развитию речи №2 "Как щука стала доброй " (видео про звук "щ"). - Занятие по развитию речи №3 "История о вороне"(видео про звук "р"). - ЛЕТО. Занятие по развитию речи №4 "Встреча игрушек со своими хозяевами".
- Интересные игры дома.
- Видео-игра про жука к занятию.
|
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4 - 5 лет) |
1.Занятие с детьми "По дороге к Азбуке" №1. 2. Занятие с детьми "По дороге к Азбуке" №2 (презентация, задания). 3. Занятие с детьми "По дороге к Азбуке" №3. 4. Занятие "По дороге к Азбуке" №4 (игры на закрепление, схема составления рассказа о времени года). 5. Занятие "По дороге к Азбуке" №5 (задания на закрепление, скороговорки, пальчиковая игра). 6. ЛЕТО. Занятие по развитию речи №6 (артикуляционная гимнастика: , пальчиковые игры).
1. Чтение художественной литературы №1. 2. Чтение художественной литературы №2. 3. Чтение художественной литературы №3.
- Картотека речевых игр «По дороге в детский сад». - Пальчиковая гимнатика "Город". - Пальчиковая гимнастика "Транспорт".
|
СТАРШАЯ ГРУППА (5 - 6 лет) |
- Консультация "Особенности речевого развития детей 5-6 лет". - Рекомендуемая литература для чтения детям.
1.Занятие №1 по риторике общения. 2. Занятие №1 "По дороге к Азбуке". 3. Занятие №2 "По дороге к Азбуке". 4. Занятие №3 "По дороге к Азбуке". 5. Занятие №4 "По дороге к Азбуке". 6. Занятие №5 "По дороге к Азбуке".
- Дидактические игры по теме "Народы России".
|
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6 - 7 лет) |
-Занятие № 1 "По дороге к Азбуке". ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПРОХОДЯТ В ГРУППЕ В "КОНТАКТЕ"
Картотека пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики» по лексическим темам для детей седьмого года жизни
|
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА (4 - 7 лет) |
- Картотека развивающих игр по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
|