Обновление содержания и форм работы с детьми мы реализуем с учётом принципов и задач программы обучения и развития дошкольников в Образовательной системе "Школа 2100" ("Детский сад 2100").
Образовательный процесс детского сада направлен на создание условий для обогащённого развития гармонично-развитой личности через осознание ребенком своих возможностей, способностей, интересов.
Программа ориентирует на активное освоение разнообразных деятельностных умений (игровых, коммуникативных, художественно-изобразительных, трудовых), на многообразие проявления детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сферах.
Направления образовательного процесса:
1. Физическое развитие. 2. Игровая деятельность. 3. Социально-личностное развитие. 4. Познавательная деятельность. 5. Воспитание и развитие личностных качеств.
Успешность развития и воспитания дошкольника зависит от того, насколько ребенок физически готов к нему. Поэтому важным в программе являются разделы «Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников», «Физическое развитие». Здоровье рассматривается не только как физическое состояние и самочувствие, но гораздо шире – и с точки зрения осознания своей телесности как способа контакта с миром и как эмоциональное, социальное, душевное и психологическое благополучие человека. Целью занятий физической культурой является приобщение ребенка к основам здорового образа жизни, освоение им гигиенической культуры и культуры движений. Физическое развитие дошкольника предусматривает в первую очередь формирование интереса к активной двигательной деятельности и потребность в физическом самосовершенствовании, получение удовольствия от игр, движений, упражнений.
Раздел «Игровая деятельность» включает разнообразные игры (творческие, дидактические, подвижные и др.), обеспечивающие полноценное развитие дошкольника. В игровой деятельности ребенок активно сотрудничает со взрослыми и сверстниками, обогащая таким образом собственный жизненный опыт. Важную роль выполняет разумно организованное общение. Педагог побуждает ребенка к диалогу, направляет свои усилия на создание атмосферы доверия и взаимопонимания; содействует самовыражению эмоционально-чувственной сферы дошкольников. При переходе ребенка в школу игра сохраняет свою ценность как способ присвоения социального опыта, общения со сверстниками, формирования произвольности поведения.
Социально-личностное развитие предполагает развитие природной любознательности дошкольника, в том числе интереса к себе, к восприятию себя сверстниками и взрослыми, поддержку в поиске своего места в системе социальных отношений, окружающем мире, овладение элементарными социальными навыками, в их числе трудовыми. Данный раздел рассматривается как психолого-педагогическое сопровождение процесса вхождения ребенка в мир знаний и социальных отношений.
Раздел «Познавательная деятельность» состоит из ряда направлений, каждое из которых, сохраняя свою самостоятельную роль в содержании образования, неразрывно связано со всеми другими, последовательно реализуя выделенные ранее линии развития дошкольников. В данном разделе структурно не выделены как самостоятельные следующие направления: «Развитие элементарных естественно-научных представлений», «Развитие экологической культуры детей», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», поскольку их содержание в полной мере представлено в таких направлениях познавательной деятельности, как «Ознакомление с окружающим миром», «Введение в математику» и «Синтез искусств». «Риторика общения» и «Информатика» как разделы учебно-познавательной деятельности вводятся только в старшем дошкольном возрасте.
Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
В логопедическую группу детского сада зачисляются дети с диагнозом общее недоразвитие речи или фонетико-фонематическое недоразвитие речи в возрасте от 5 до 7 лет, имеющие сохранный слух и интеллект. Зачисление детей в группы компенсирующей направленности осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей (законных представителей) ребенка. Идеальной целью логопедической работы является социальная адаптация и интеграция ребенка с речевыми нарушениями в среде сверстников.
В основу деятельности педагогов заложен механизм организации и обеспечения эффективности взаимодействия взросло-детского сообщества посредством:
- целеполагания и проектирования образовательной деятельности;
- обеспечения полноценной развивающей среды в учреждении;
- введения специализации педагогов;
- организация научно-творческой деятельности педагогов, активное внедрение инноваций в области образования детей дошкольного возраста;
- активизации форм собственной деятельности с детьми;
- выявления и применение эффективных приемов развития и воспитания детей.
Для организации образовательного процесса ежегодно утверждается календарный учебный график.
А также разрабатывается и утверждается учебный план.
Для оптимизации образовательного процесса в детском саду составлено тематическое планирование исходя из темы недели для каждой возрастной группы:
Распределение образовательной нагрузки в течение дня происходит равномерно в соответствии с САНПИН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.
Особенности организации образовательного процесса в группах детей дошкольного возраста